История вопроса
Жилец многоквартирного дома М. сделал поверку установленного в его квартире индивидуального прибора учёта — счётчика горячей воды. Но коммунальная служба ГБУ «Жилищник Останкинского района» (далее — служба, ответчик) отказалась признавать факт поверки на основании сведений, содержащихся в ФГИС «Аршин». Служба потребовала от жильца предоставить свидетельство о поверке прибора учёта.
М. не предоставил такой документ, поэтому служба стала начислять плату за горячее водоснабжение не по показаниям счетчика, а в дискриминирующем размере (согласно Правилам для случаев отсутствия индивидуального прибора учёта).
М. (далее — истец) возмутился несправедливостью данных начислений. И обратился в суд с требованием восстановить его нарушенные имущественные права, а также признать частично недействующим подпункт «д» пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.
Позиция судов
Суды отказали в удовлетворении иска.
Истец не согласился с таким решением и обратился в ВС с просьбой отменить решения предыдущих инстанций и удовлетворить его исковые требования.
По мнению истца, суды неверно истолковали (затем и применили) часть 4 статьи 13 Закона об обеспечении единства измерений, что привело к принятию ошибочного решения и является основанием для его отмены в апелляционном порядке.
Большинство исполнителей коммунальных услуг на практике не требуют представления свидетельства о поверке прибора учёта и для подтверждения поверки используют сведения из ФГИС «Аршин».
Позиция ВС
В своем письменном отзыве по апелляционной жалобе М. Правительство РФ просило ее не удовлетворять, так как посчитало решение предыдущих судебных инстанций обоснованными и законными.
ВС рассмотрел материалы дела. И пришел к выводу, что жалобу М. следует удовлетворить, так как суд первой инстанции допустил ошибки:
- в настоящее время результаты поверки средств измерений подтверждаются сведениями, включенными в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, а не свидетельством, которое носит факультативный характер и выдаётся по заявлению владельца средств измерений (согласно Федеральному закону от 27 декабря 2019 г. № 496-ФЗ);
- Данные изменения в статью 13 Закона об обеспечении единства измерений вступили в силу с 24 сентября 2020 г.. С этого момента подпункт «д» пункта 34 Правил в оспариваемой части не соответствует части 4 статьи 13 Закона об обеспечении единства измерений. Поэтому, согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КоАП РФ, это является основанием для удовлетворения административного иска.
ВС РФ постановил:
- апелляционную жалобу истца удовлетворить;
- предыдущие решения судов отменить;
- признать не действующим с 1 сентября 2022 г. подпункт «д» пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, в части, предусматривающей обязанность потребителя коммунальных услуг направлять исполнителю коммунальных услуг копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учёта, осуществлённой в соответствии с положениями законодательства РФ об обеспечении единства измерений.
Апелляционное определение ВС РФ № АПЛ22-283 от 01 сентября 2022 года.
Редакция ЭПЦ